ПАРИЖ ВСЕГДА ПАРИЖ

«Париж всегда Париж», - говорится в анекдоте, в котором сравнивается Париж  и мужчина. Анекдот старый, но содержит в себе две бесспорные истины, входящие в бренд этого знаменитого города. Истина первая, что это «город городов», не увидеть который нельзя, а увидев, невозможно им не восхититься, город, как абсолютная истина, как вечная ценность и бесспорная величина. Истина вторая, что в этом городе живут особые люди, не такие как все остальные жители планеты, и, прежде всего, люди особого склада и шарма, необыкновенно привлекательные и сексуальные во всех своих проявлениях, мужчины и женщины с большой буквы. Этого всего и ждёшь от Парижа, всё это предвосхищает встречу с ним.

  «Увидеть Париж и умереть» - это главный бренд Парижа. А почему собственно это так? Почему все так любят этот город уже заранее, до встречи с ним? Почему так стремятся там побывать? Согласитесь, что съездить в Рим или в Вену – это одно, а в Париж – совсем другое. Даже люди, приезжающие из Парижа, становятся какими-то другими: «Ну что ей до меня, она была в Париже!» Они как бы становятся чуточку парижанами, тоже особенными, и получают отблеск этого великого города. И то, что работает сегодня на поддержку бренда Парижа, нельзя создать или придумать. За этим стоит история нескольких последних веков, огромный культурный пласт особого позиционирования Франции и её столицы и даже преклонения перед всем «французским». Литература 19 века (Золя, Мопассан, Стендаль, Флобер, Бальзак)  с её критикой цинизма и разврата не разрушила этого очарования, но придала ему особый оттенок трагизма. Визуализация бренда Парижа через кинокультуру ХХ века только усилила этот эффект. На языке PR – это нематериальный актив бренда Парижа. Этому городу давно можно не стараться быть притягательным, он вечно останется таким. 

Вот каким увидел этот город в начале 80-х гг. ХХ века известный русский писатель Владимир Солоухин. В рассказе «Три белоснежные хризантемы» он описывает Париж как город «бесчисленных кафе и устричных корзин перед ними», город «ярких машин – белых, красных, серых, вишнёвых, оранжевых, чёрных, голубых, изумрудных, перламутровых, кремовых, шоколадных, – коловращающихся по тесным для них каменным кровеносным сосудам города и образующих на каждом перекрёстке тромбы, называемые в городском обиходе пробками». Он писал, что громкие транзисторы сливаются «с клаксонами автомобилей и с гулом прохожей толпы» и создают впечатление, «что вся эта парижская толпа не просто движется по Парижу, но танцует фантастический беспрерывный танец». А разнообразные витрины столицы Франции – это «ярчайшая зелень, ярчайшие рыбы, ярчайшее мясо, ярчайшие платья, ярчайшие драгоценности, ярчайшая обувь, ярчайшие меха, ярчайший старинный фарфор». Архитектуру Парижа он увидел как смесь «фронтонов, порталов, атлантов, кариатид, капителей, фонарей, куполов, башенок, разновековых завитушек на фасадах зданий».

Мне трудно согласиться с известным писателем, даже имея в виду, что за последние тридцать лет парижская толпа существенно изменилась. Но ведь сам город с его струящейся серо-бежевой статью остался прежним! И мне он показался отнюдь не пёстрым и динамичным, не ярким, а наоборот строгим, элегантным и очень неторопливым, даже праздным, лёгким, воздушным, но не трясущимся в танце, а легко скользящим по блестящему рельсу Сены. Это город-праздник, но не ярмарка и не балаган, а скольжение по паркету в лёгком платье и с шарфом на плечах, концы которого развеваются и кружатся вместе с тобой. В этом танце мелькают несколько дней, отпущенных для знакомства с этим великим городом, куда ещё раз хочется вернуться, чтобы снова оторваться от привычной суеты и парить где-то высоко, не чувствуя груза прожитых лет.

На самом деле Париж вызывает у его гостей самые разные чувства. Вот, например, каким его увидела Валерия (студентка 1 курса департамента маркетинговых коммуникаций и брендинга УрФУ), которая уже была в Париже в десятилетнем возрасте:

Честно скажу, я ждала большего. От всего: начиная от высоты Эйфелевой башни и широты Сены, заканчивая шопингом и уютом уличных кафе. В тот раз мне все казалось таким огромным, величественно возвышающимся и все в этом духе. Но в этот раз Париж, похоже, решил показать мне «вторую сторону медали», выявив не самые приятные для меня, как для туриста, свои черты. Во-первых, в отеле стоял жуткий холод на протяжении всей недели, нам даже приходилось спать в одежде, что, согласитесь, совсем не добавляло радостных впечатлений. Во-вторых, почти все время нашего пребывания в Париже была довольно прохладная погода с дождями, а я, как назло, почти не взяла теплых вещей. В-третьих, сам город почти ничем не впечатлил. Возможно, дело в том, что месяц назад я впервые побывала в Риме, который потряс и восхитил меня до глубины души: красотой архитектуры, великолепной национальной кухней, доброжелательными людьми. И Париж на фоне таких впечатлений заметно проигрывает. Я бы назвала его «в-чем-то-Рим-в-чем-то-Лондон»: в итальянских ресторанах здесь так же вкусно кормят, как и в самой Италии, а типично лондонская здесь – это холодность, на мой взгляд. Но вернуться я бы сюда не хотела. По крайней мере ближайшие несколько лет. 

Совсем другие впечатления у Ксении (студентка 3 курса):

Эйфелева башня, Триумфальная Арка, Сакре - Кер, собор Парижской Богоматери, Лувр, Елисейские поля, Дом инвалидов, Святая капелла, мы побывали даже на кладбище Пер-Лашез, посетив там могилы Моррисона и Бальзака. Однако больше на меня производила впечатление атмосфера Парижа. В воздухе веяло чем–то своим, родным. Там было не страшно потеряться, хоть мы были и с картой. Под конец поездки я знала Париж – как родной город: со всеми закоулками и  метро с 14 ветками и 284 станциями! Карта нам уже не требовалась. Мы разгуливали по городу, как самые настоящие парижане. Помимо всей этой красоты у нас была интереснейшая программа. Теперь я считаю, что Париж и его округи – идеал для рассмотрения его, с точки зрения геобрендинга и кобрендинга. По моему мнению, инфраструктура Парижа в целом, это уже добавленная стоимость. Натиск туристов никогда не ослабнет.Улетать из Парижа нам вовсе не хотелось, я считаю, что все, кто хоть раз побывал в Париже – вернутся туда ещё не раз.


  В этом и смысл сильного бренда. Он предвосхищает восприятие, а потом настраивает его на определённую волну, которая захватывает все твои мысли и чувства, и которому можно простить все мелочи и огрехи ради соприкосновения с великим и вечным. Париж всегда Париж! И этот сильный бренд уже ничто не испортит. 

 

Ирина Бритвина

доктор социологических наук, профессор кафедры ИМК и брендинга, директор Центра современных коммуникаций Института государственного управления и предпринимательства УрФУ


 

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск